понедельник, 18 июля 2011 г.

Компьютеры и интернет меняют природу нашей памяти

Как показывают психологические эксперименты, если люди думают, что смогут вновь обратиться к сообщаемым им фактам, они склонны запомнить, где именно их искать, а не что именно содержит полученная информация.

Кроме того, когда участникам экспериментов задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах.

Выводы исследования опубликованы в статье в журнале Science.

Основной автор работы доктор Бетси Спэрроу из Колумбийского университет утверждает, что интернет стал своеобразной трансактивной памятью.

Первоначальная идея трансактивной памяти заключалась в том, что помимо собственной памяти личности существуют своеобразные "внешние хранилища" в других людях.

"Есть люди, являющиеся экспертами в определенных вещах, и мы позволяем им оставаться таковыми, делаем их ответственными за определенную информацию", – сказала в интервью Би-би-си доктор Бетси Спэрроу.

Соавтором Спэрроу является Дэниэл Уэгнер из Гарвардского университета.

Именно он первым предложил концепцию трансактивной памяти в своей статье 1985 года "Когнитивная взаимозависимость близких отношений", обнаружив, что при длительных отношениях в парах люди полагаются на память друг с друга.

"Я правда считаю, что интернет стал формой такой трансактивной памяти, и я хотел проверить эту гипотезу", – говорит доктор Спэрроу.

Главное знать, где искать?

В первой части исследования ученые попытались протестировать, будут ли люди задумываться о компьютерах и интернете, если им задавать сложные вопросы.

Чтобы выяснить это, исследователи использовали технику, которую называют модифицированный тест Струпа. В обычном тесте Струпа измеряется, сколько времени занимает у человека прочитать название цвета, если само слово его обозначающее написано другим другим цветом: например слово "зеленый", написанное синими буквами.

В модифицированной версии, людям предлагались вопросы с вариантами ответов верно или неверно. При этом, как выяснилось, время реагирования на темы, в которых фигурировала возможность обратиться к интернету, значительно увеличивалось, что могло означать, что когда участники не знали ответа, они уже думали о том, что это можно проверить, используя компьютер.

В другой части эксперимента участникам предлагали набор неких фактов.

Половине людей предлагали при этом разложить получаемую информацию по "папкам", а другой говорили, что вернуться к сообщению после его получения будет невозможно.

Участники из второй группы, зная, что информация не будет доступна им позже, запомнили значительно больше.

Тогда как те, кто размещал полученные факты по папкам, не очень хорошо помнили суть сообщений, однако отлично запоминали, куда именно они помещали данные на конкретную тему.

"Это показывает, что вещи, которые мы находим онлайн, мы стараемся хранить онлайн – на внешнем носителе", – говорит доктор Спэрроу

По ее словам, свойство запоминать место, где находятся нужная информации, а не ее саму – знак того, что память людей не стала хуже: просто сейчас мы иначе организовываем огромное количество доступной информации.

"Я не думаю, что "гугл" делает нас глупыми, мы просто меняем способ запоминания вещей, – говорит доктор Спэрроу. – Если вы можете найти что-то онлайн, даже когда идете по улице, тогда важным умением становится знать, где именно искать эту информацию".

BBC